ЛАДОГА 2009


С 10-го по 15-е сентября проводилось обследование затопленных объектов на Ладожском озере между Шлиссельбургом и Новой Ладогой («Дорога жизни»).

Дорога от Москвы до Шлиссельбурга заняла 16 часов (с «ночёвкой» в Вышнем Волочке), далее – погрузка на исследовательское судно «Эколог» в Шлиссельбурге и утром – выход в Ладогу. К великому нашему сожалению, больше мы в Шлиссельбург не вернулись – база судна была в Новой Ладоге – и осмотреть замечательный город Шлиссельбург и Петрокрепость возможность не представилась, зато увидели Неву во всей её красе и мощи в месте вытекания её из Ладожского озера – зрелище завораживающее и внушающее всяческое уважение к этой широкой и быстрой (хотя и короткой – всего 74 км ) реке.

Вода в Ладоге довольно прозрачная (видимость 5-7 метров) красно-коричневого оттенка. Течения (ветровые) – слабые, но ощутимые. Температура воды – 13-15 град. на глубинах до 10 метров, далее - понижение температуры до 6 град.

Ладога знаменита своими штормами и ветрами – недаром были построены два обводных канала, входы и выходы в которые мы видели в Новой Ладоге. Оба канала хорошо сохранились – умели же строить (в наше время явно недооценивают воспитательное значение Сибири). С навигационной точки зрения, Ладога также представляет проблему, несмотря на GPS и прочие прибамбасы – наш «кэп» так и не решился войти ночью в устье реки Волхов, где и расположена Новая Ладога – видите ли «бакены не горят». Кстати река Волхов – та ещё «конфета» - широкая, быстрая, видимость в воде – полный ноль.

Нас же погода баловала – дождь и шторм (волны были высотой 2 метра) были всего один день, а так погода была тёплой и солнечной.

В отличие от Шлиссельбурга Новую Ладогу удалось посмотреть. Красивый провинциальный город с большим количеством домов старой постройки как деревянных, так и каменных. Очень много всякого рода плавсредств, в том числе и «раритетных» - есть на что посмотреть. Город прорезают обводные каналы.

Ещё можно сказать, что в Ладоге рыба есть! Рыбу видели и под водой и в магазине – копчёные и вяленые сиг и корюшка просто великолепны.

В Новой Ладоге начиналась «Дорога жизни» по которой снабжался Ленинград во время блокады, чему есть памятник – «вмазанные» в асфальт два буксира (рядом, естественно, стоит пивная палатка).

ОТЧЁТ

о водолазном обследовании затопленных объектов, проведённом

во время экспедиции на Ладожском озере в период с 10.09 по15.09.2009 г.

Объект №1

Предположительно, баржа потоплена бомбовым ударом, пришедшимся по диагонали с кормовой части левого борта на носовую часть правого. Палуба имеет пробоины, отчётливо видные в правой носовой её части. Корпус, в районе миделя, имеет трещину по правому борту. Произвести тщательный осмотр левого борта не удалось, так как он завален свалившимся с палубы грузом. В носовой части обнаружены оба якоря (якоря Холла). Брашпиль якоря левого борта снесён за борт (предположительно взрывом) и свободно болтается на якорь-цепи.
В кормовой части, обнаружен штурвал, лежащий на палубе под ящиком с патронами к зенитному пулемёту (калибр 12,7 мм). Часть патронов рассыпана по палубе. Пулемёт и рулевая машинка не обнаружены (предположительно, снесены за борт взрывом, причём пулемёт вместе с турелью). Баржа несамоходная, но имела рулевое управление – в корме чётко просматривается баллер и перо руля. Корма имеет чёткий вертикальный срез. Обводы носовой части плавные и сильно завалены к корме.
Рядом с пером руля (с правой его стороны),обнаружен предмет, напоминающий своей головной частью авиабомбу, но, вероятно, ею не являющийся, так как боеголовка не просматривается, также в носовой его части наварена стальная дуга. Хвостовая часть предмета находиться в грунте. Предположительно, это, упавшая с палубы, «волокуша».
Взрывоопасных предметов (кроме патронов к пулемёту) не обнаружено.
На палубе баржи уложены рельсы, сильно деформированные взрывом в носовой части. В трюме груза нет. Поверх трюма уложен настил из брусьев и досок.
Вероятно, баржа использовалась в качестве ж/д парома.
Груз:
Объект №2
Предположительно, буксир потоплен авиаударом. Иллюминатор в рубке пробит пулей или осколком. Боковая обшивка рубки с правого борта отсутствует полностью, с левого борта – частично отсутствует, частично имеет повреждения рваного характера (кусок обшивки оторван и вывернут наружу). Повреждений палубы и корпуса не обнаружено.
Корма круглая, имеет одну буксирную дугу, возвышается над грунтом 0,8 -1,0 м.
Нос высокий, форштевень почти вертикальный, высота над грунтом – более 2-х м.
На носу находится шлюпбалка (таль) или, повреждённая взрывом, мачта. С левого борта, у форштевня, свисает якорь, на баке – якорная лебёдка. В носовой части борта, почти у форштевня, находится иллюминатор (не повреждён, задраен). Дымовая труба буксира опрокинута вперёд, на рубку. Мостик рубки снесён полностью (отчётливо просматривается трап на мостик). В рубке сохранился штурвал.
Груза на палубе нет. Проникнуть внутрь судна нет никакой возможности по причине узости проходов.
Остатков буксирного троса на корме не обнаружено.
Вооружения, боеприпасов и взрывоопасных предметов не обнаружено.